среда, 9 декабря 2009 г.

Урок "Что такое толерантность"

5 декабря в школе был день открытых дверей. Будучи учителем предмета "Духовное краеведение", проводила урок "Что такое толерантность". Материалы урока представляю.

Урок по «Духовному краеведению» в 8 Б классе


«Что такое толерантность?»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами то¬лерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и пол¬но познавать себя и других людей, уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами и детьми, воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать коммуникативную культуру общения , продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

Задача урока:

1. Научить учеников понимать понятие "толерантность" как один из самых необходимых принципов человеческого бытия; воспитать способность видеть, понимать и терпимо воспринимать отличия другого человека; совершенствовать навыки работы в группе, умение логично и критически мыслить, достигать компромисса в конфликтных ситуациях. 2. Дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению доброты и уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся; сформировать понятия "толерантность", "беженцы", "милосердие", "добро"; воспитать культуру человеческих отношений.

Форма проведения:
Урок - дискуссия

Ожидаемые результаты:
После этого урока ученики смогут:

 формулировать и понимать, что значит понятие "толерантность"; пояснять, почему терпимость является необходимым условием сохранения мира (в коллективе, в обществе, в мире);

 прогнозировать, разрабатывать и претворять в жизнь пути решения конфликтов;

 выражать собственную позицию.



                                                    Ход урока

Учитель: Друзья мои! я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.

Знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.

Мои соавторы и судьи, оценкой я вас нахожу.

За странный слог не обессудьте. А дольше прозой я скажу…

Сейчас я всех поприветствовала, чувствуете, как стало комфортнее и веселей.

Вы знаете, что приветствия разных стран особенные, давайте выполним 1 задание. Смотри приложение

Задание 1: Демонстрация приветствий разных стран. Учащиеся получают карточки с приветствиями из разных стран и выполняют действия.

• сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

• потереться носами (Новая Зеландия);

• пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

• крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

• показать язык (Тибет);

• очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);



Итак, вы поняли, что все люди вместе живут на земле, но все разные.

-Чем мы отличаемся друг от друга?

(Ответы детей)

(Разные интересы, возраст, характер, вероисповедание, опыт, цели, мысли, образ жизни, уровень знаний).

Учитель: чтобы понимать друг друга, не враждовать, мы должны проявлять доброту, гуманность, милосердие, терпение.

-Назовите одним словом синоним к этим понятиям?

(Толерантность)

Что такое толерантность? Слово «толерантность» я изобразила в виде дерева: ствол – проявления толерантности, корни- причины, ветви – последствия.

Задание 2: Учащиеся заполняют рисунок. Работа на интерактивной доске.

Если трудно, воспользуйтесь помощью – Приложение 1

Задание к этому блоку:

Найти высказывания мудрых

о сострадании.

Работа с карточками.

Карточка:

Афоризмы для работы
Цитата:

“Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”. (Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО)

Цитата:

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)

Цитата:

"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)

Цитата:

"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)

"Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)

Цитата:

"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)

"Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)

Цитата:

"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)

"Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)

"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)

Цитата:

"Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)

Правильные ответы – высказывание 3 и 4.

А сейчас мы с вами попадаем на филологический факультет. Произведем, как настоящие филологи, анализ перевода слова «толерантность» в разных культурах.

Задание 3: Рассказать, пользуясь карточкой, о значении слова в разных языках мира.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим велико¬душным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострада¬ние, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, вы¬носливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

?Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы)

?Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Отве¬ты).

?А что же объединяет эти определения? (Ответы).

?Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы)

Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных моло¬дежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Поэтому сегодня этот вопрос очень актуален.

Обратимся к истокам понятия «Толерантность».

Задание 4: Итак, сейчас вы историки – Расскажите, как возникло это понятие?

Работа с текстом по вариантам. Ученики читают текст, дают краткий пересказ.

(Во время подготовки звучит песня о доброте)

Вариант 1

Идея толерантности имеет давнюю историю. Ещё китайский мудрец Конфуций призывал: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Нравственные евангельские заповеди (не укради, не убей) проникнуты общечеловеческими ценностями, уважением и чувством сострадания к человеку, без соблюдения которых не может быть терпимости ко всему живому. Духовное раскрепощение человека наряду с его экономической и политической свободой отстаивали лучшие мыслители прошлого. Опираясь на учение о «естественном праве», об «общественном договоре» и гражданском обществе, Гоббс, Спиноза, Руссо, Монтескье и другие лучшие представители рода человеческого выдвигали положение о том, что все люди от природы равны, все они рождаются свободными и в своих действиях руководствуются личными интересами. Движущей силой поведения людей выступает достижение жизненных благ.

В защиту толерантности в условиях сильной церковной цензуры выступали философы Дж. Локк, Ф. Вольтер. Идеи толерантности проходят через всю российскую гуманистическую философию, литературу. Они звучат в произведениях В. Соловьева и В. Розанова, П. Флоренского и Н. Бердяева, Л. Толстого и Ф. Достоевского, Н. Гоголя, А. Чехова.

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию всего общества. Воспитание толерантности – это лишь начало, первая ступень в более длительном процессе развития культуры мира.

Преамбула Устава ООН характеризует Толерантность, как проявление терпимости и умения проживать вместе, в мире друг с другом. Минимальное требование к общественным отношениям - не допускать насилия и принуждения. В условиях толерантного общества может быть осуществлено полное раскрытие действительных возможностей человека и общества, включая эволюцию культуры мира и развития дружественных сообществ, которые её принимают.

Нежелание понимать чужую культуру, чужой язык, неприятие чужого мнения часто приводит к религиозным и межнациональным конфликтам. Сегодня нам очень важно уметь уважать чужое мнение, верование, культуру всех национальностей. Теперь всё это мы объединяем одним словом- толерантность

Вариант 2

Появление понятия “толерантность” связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами. Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Учитель: Сейчас вы попадете в минитеатр.

Задание 5: Ваша задача не только посмотреть действие, но ответить на вопрос Какими качествами надо обладать, чтобы быть терпеливым, уметь любить и прощать?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье,и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да. – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

-Так какими качествами надо обладать, чтобы быть терпеливым, уметь любить и прощать?

(Ответы детей)

В православной России семья была первым воспитателем детей в традициях благочестия. Христианская семья воспитывает в человеке добрые качества, в первую очередь любовь и толерантность.

Учитель: Отправляемся в волшебную лавку, руководит ее психолог. У него бесплатно можно приобрести 1 черту характера. Вам будут предлагать разную продукцию, но вы должны выбрать только 1, ту, что вам в жизни пригодится. Какой чертой характера вы бы пополнили свой внутренний мир, свою душу?

Задание 6: Выбрать черты толерантной личности, расположить их на стенде

В итоге должно получится:

Доброжелательность

Чуткость

Понимание

Уважение мнения других

-Что вы знаете о проявлении цинизма, геноциде? Воспользуйтесь Приложением 2 и ответьте на вопрос

-Что вы знаете о проявлении доброты, терпения из источников христианской духовной культуры? Знаем Серафима Саровского, который своей праведной жизнью доказал, что цель бытия – творить добро и нести на землю тепло душевное.

Учитель: В трудные моменты люди обращаются к родителям, учителям, священникам. К психологам обращаются с разными вопросами, самая популярная проблема – проблема отцов и детей. Смотрим сказку, делаем выводы.

Однажды, много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился народ молодостью и красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не было предела. Спросите почему? Да потому, что во всём огромном селении не было ни одного старика. Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней. Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть, сын взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве свою смерть. Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним, дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким, что недалеко то время, когда и он, как и другие его соплеменники, должен будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться. Бежали минуты, дни, месяцы. Страшный день наступил. Отец улыбался,пытаясь придать силы своему сыну.

Драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Отец успокаивает, даёт последние советы и наставления. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который призывал к благоразумию.

Отец знал, что нарушать традицию, сложившуюся веками, не под силу одному человеку. Хаким спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал ежедневно. И нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги, голод и болезни постучали в каждый дом. И послышались плач и стенания вокруг. И никто не знал, что делать, растерялись люди перед нежданной бедой.

И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать оружие, встали в строй, поделился несколькими военными хитростями, и враг был разбит. Все стали восхвалять Хакима, его мудрость и умение найти выход из создавшегося положения.. Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, поклонившись, рассказал о том, что нарушил древнюю традицию, и только мудрые советы отца помогли спасти селение.

Отныне, в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением и уважением к ним.

- Чему учит эта история? (Терпению, любви, толерантности).

Учитель: Божий закон гласит: Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на Земле.

Вот эволюция:

Ребёнок – юноша – взрослый – старик.

- Почему же мы, проходя одним и тем же путём, конфликтуем с разными поколениями?

- Что является причиной конфликта?

Из – за:

1. учёбы

2. друзей

3. вредных привычек

4. праздности

5. денег

6. домашних дел

7. отношения в семье

-Что надо делать юноше? (Уважать, прислушиваться к мнению старших, гордиться своим родом, защищать друг друга)

-Что надо делать старику? ( Понимать, прощать, не повышать голос, уметь слышать и слушать)

Толерантность должна быть нормой жизни. Вы часто совершаете добрые поступки– вот ваша копилка добрых дел.

Просмотр презентации «Копилка добрых дел 8 Б класса».

Все стараются, чтобы наш мир стал лучше, чище. Программы нашего правительства, руководства других стран мира направлены на формирование толерантности.

Задание 7: Назовите эти программы

(Ответы детей)

1) Декларация принципов толерантности, утвержденная ЮНЕСКО от 16. 11. 1995 г.

Цель этого документа: Призвать все народы проявлять толерантность, подчеркнуть. что мир должен базироваться на нравственной солидарности человечества

2) Конституция

3) Телепередача «Жди меня»

4) Уроки «Духовное краеведение», «Основы православной культуры»

Президент РФ Дмитрий Медведев одобрил предложение о проведении уроков толерантности.

"Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране... Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу", - считает Д.А. Медведев

5) Помощь беженцам и эмигрантам.



Учитель: Сейчас вы превратитесь в политологов.

Задание 7:

Из животного мира человека выделяет, в первую очередь, умение мыслить. Каждый имеет собственные взгляды, убеждения и может свободно их выражать. Свобода выражения взглядов законодательно закреплена во многих документах. В частности, статья 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует свободу мысли, совести и религии, а статья 10 - свободу выражения взглядов. В Конвенции ООН о правах ребенка - это, соответственно, статьи 14 и 13 (Найдите соответствующие статьи в Конституции России!) Работа с документами



Вопрос о толерантности с точки зрения религии спорный вопрос. Некоторые представители духовенства считают, что любовь к ближнему, принятие людей такими., какие они есть – хорошо, но не надо уважать пороки человеческие.

Толерантность – умение в любом человеке увидеть ценность. Человек есть образ Божий. То это замечательно. А если толерантность – это «я так думаю, а вы – так, ну и ладно», то это неинтересно. Ответьте на такой вопрос:



- Может ли одна религия мешать другой религии?

(Ответы детей)

- Нет. У каждой религии есть свои особенности, да и их учения полезны людям.

Учитель: Да, ребята. Нам важно использовать культурно-нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать и использовать для мирной жизни. Мы живём в одном большом доме – России, которую любим, гордимся; дружат между собой люди разной национальности, уважая их вероисповедания.



Сейчас мы с вами проведём небольшой «Аукцион знаний» о культурно-нравственных ценностях



 Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)

 Назовите священную книгу мусульман (Коран).

 Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)

 Назовите священную книгу православных. (Библия).

 Кто возглавляет русскую православную церковь (патриарх всея Руси Кирилл)

 Назовите морально-этические нормы православия: - заповеди.

Эти религии призывают людей быть хорошими, уважать друг друга.

Посмотрите на плакат. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.

Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных от руки:

Твой Иисус – еврей.

Твой автомобиль – японский.

Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские.

Твои буквы – латинские.

Твоя демократия – греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?



Концепция плаката:

-человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

 повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).

И символ веры, Иисус Христос был рожден другим народом. Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!

Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Ученики рассказывают четверостишья. Приложение 3

Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?

Толерантность – всеобъемлюще понятие, очень емкое. Мы продолжим разговор на эту тему на следующем уроке. Чтобы легче было работать, дома надо выполнить задание:

Дом.задание Попробывать себя в роли научного лаборанта: рассмотреть проявление толерантности в биологии и медицине. Вам поможет наше приложение 4 . Его надо прочитать и рассказать интересные факты.

Сейчас начался рождественский пост. В заключении подарю вам диету для тех, кто хочет быть толерантным. Приложение 5



Приложение 3

Стихотворения на тему «Толерантность»

Чувствовать, думать, любить, как другие,

Сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить – "Они не такие",

Этому учит нас толерантность.

***

Признание, равенство и уважение,

Взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения,

Это и многое есть толерантность.

***

Толерантность – значит это,

Если дружно все живут.

И теплом сердец согреты

Школа, быт наш и уют.

***

Толерантность, дружба, труд

К лучшей жизни нас ведут.

Выбирая в жизни путь,

Толерантность не забудь.

***

Толерантность не только учение,

Это выдержка, воля, терпение.

Приложение 2

Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.

Нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).

Национализм - форма национального самосознания.

Ксенофобия - любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.

Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества.

Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.

Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.

Бабий Яр – лощина на окраине Киева, где 29 – 30 сентября 1941 года были расстреляны более 30 тысяч евреев. Бабий Яр являлся местом уничтожения советских граждан и военнопленных.

Газовые камеры – помещения в фашистских лагерях смерти, в которых с помощью газа массово уничтожались люди.

Гетто – в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов.

Депортация – принудительная транспортировка людей за пределы тех мест, где они проживали.

Коллаборационисты – люди, сотрудничавшие с нацистами на оккупированных территориях.

Концентрационный лагерь – место изоляции военнопленных, заключенных.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу.

Лагерь смерти – территории, специально выделенные и оборудованные для массового уничтожения людей.

Нацизм – сокращенно от фашистской национал-социалистической партии Германии – одно из названий германского фашизма.

Освенцим – концентрационный лагерь истребления в верхней Силезии (Польша) в 55 км. от Кракова. Был основан как концентрационный лагерь в 1940 году. В начале 1942 года стал лагерем истребления. В Освенциме было уничтожено около полутора млн. человек. В лагере существовали подпольные группы сопротивления. 27 января 1945 года освобожден Советской армией.

Праведники народов мира – звание, которое израильский парламент присваивает людям различных национальностей и вероисповедания,

Приложение 1

                     Помощь
Терпимость к чужим мне-                            Прощение Уважение прав других
ниям, верованиям, поведе-
нию
Сострадание ТОЛЕРАНТНОСТЬ Сотрудничество дух партнерства
Принятие другого таким, какой он есть Уважение человеческого достоинства
Милосердие
                                   Приложение 4

Домашнее задание

Прочти, найди интересные факты

Да! Терпение – это не малодушие, это проявление общеприродного высшего закона, без которого наступило бы полное разупорядочивание системы, или, как говорят физикохимики, катастрофическое возрастание энтропии, – словом, первичный Хаос. Прочитайте о проявлениях толерантности в других областях, например в биологии и медицине.

Благодаря толерантности возможна пересадка органов. Так, уже в начале прошлого века ученые пересадили близнецам взятые у них же кусочки кожи. Кожа, пересаженная с руки брата на руку сестры, прекрасно прижилась и не претерпела изменений.

Значение проведенных исследований состоит в том, что они показывают, каким путем природа преодолевает барьер несовместимости. Она делает это, перемешивая кровь различающихся органов еще до рождения. Так выглядит естественная толерантность.

Ученые из лаборатории хирургических исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе продолжили опыты по пересадке кожи на только что вылупившихся цыплятах. Их интересовал вопрос, как далеко простираются видовые различия между разными породами цыплят. С этой целью они произвели обмен кусочков кожи между цыплятами в тот самый день, когда те вылупились из яйца. Темным цыплятам пересадили светлую кожу и наоборот. Трансплантаты отлично прижились

А что было бы с учеными-эмигрантами, если бы их не принимали другие страны? Сколько значимых открытий не появилось бы в нашей жизни?

Гамов Георгий Антонович (04.III.1904, Одесса, Россия – 19.VIII.1968, Боулдер, штат Колорадо, США), американский физик. Окончил Ленинградский университет, в 1928–1931 гг. работал в Геттингене, Копенгагене, Кембридже, в 1931–1933 гг. — в Физико-техническом институте в Ленинграде. В 1933 г. он эмигрировал сначала во Францию, затем — в Англию, в 1934 г. – в США.

В 1934–1956 гг. Гамов – профессор университета Дж.Вашингтона в Вашингтоне, с 1956 г. – университета в Колорадо. Ученый сделал первый расчет генетического кода.

Ваксман Зельман Абрахам (02.VII.1888, Прилуки, Россия – 16.VIII.1973, Хайаннис, штат Массачусетс, США), ученый в области микробиологии, нобелевский лауреат. Из-за ограниченных возможностей получить высшее образование в России Ваксман хотел уехать в Швейцарию и в политехническом институте в Цюрихе заняться изучением химических процессов жизни. Однако осенью 1910 г. он переменил свое намерение и уехал в США. Кульминационным пунктом в микробиологической карьере Ваксмана были исследования, связанные с разработкой и созданием антибиотиков. В 1941 г. Ваксман ввел термин «антибиотик» для химических препаратов, полученных из микроорганизмов, убивающих болезнетворные бактерии. В 1952 г. за открытие стрептомицина Ваксману была присуждена Нобелевская премия в области медицины и физиологии, он также был включен в список самых выдающихся людей мира.

Кистяковский Георгий Богданович (18.XI.1900, Киев, Украина – 07.XII.1982, США), физикохимик. Среднее образование Кистяковский получил в частных школах Киева и Москвы. Октябрьскую революцию не принял, т. к. считал власть большевиков «авторитарной». Осенью 1918 г. вступил в ряды Белой армии и участвовал в боевых действиях до осени 1920 г. В 1921 г. Кистяковский поступил в Берлинский университет, в 1930 г. – в Гарвардский. В годы второй мировой войны он занимался исключительно военными вопросами. С 1941 г. Кистяковский непосредственно участвовал в работе, предшествовавшей Манхеттенскому проекту (создание первой атомной бомбы в США).

Чичибабин Алексей Евгеньевич (17(29).III.1871, м. Куземино, Зеньковский уезд, Полтавская губ., Россия – 15.VIII.1945, Париж, Франция), ученый в области органической химии, общественный деятель, педагог. С началом первой мировой войны Чичибабин организовал и возглавил Московский комитет содействия развитию фармацевтической отрасли промышленности. В Московском техническом училище он создал алкалоидную лабораторию, где под его руководством были отработаны способы производства опия, морфия, кодеина, атропина. Чичибабин разработал технологию получения лекарственных средств – салициловой кислоты и ее солей, а также аспирина, салола и фенацетина. Созданные им медицинские препараты спасли жизнь тысячам русских солдат. В 1930 г. он поселился в Париже и работал в лаборатории фармацевтической химии. ЦИК СССР 5 января 1937 г. лишил его советского гражданства. Чичибабин остро переживал за судьбу родины и болезненно переносил отрыв от нее.

Примеров можно приводить множество. В истории, в религии, в искусстве тоже все основывается на единстве и борьбе толерантности и непримиримости.

Религия долго отвергала науку, ученых даже сжигали на кострах, потом наука запрещала религию. Но сейчас, похоже, наука и религия вполне терпимы друг к другу, т. е. толерантны

Приложение 5

Диета для тех, кто хочет стать толерантным

Понедельник Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

Вторник Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда Сделай для кого-нибудь доброе дело так,чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.

Четверг Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом

Суббота Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя и твою подругу

Воскресенье Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним

                    Приложение
Ученики получают карточки с приветствиями из разных стран

• сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

• потереться носами (Новая Зеландия);

• пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

• крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

• показать язык (Тибет);

• очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

3 комментария:

  1. Очень интересный и богатый материал. На какой возраст он рассчитан? Наверно, это материал не для одного урока?

    ОтветитьУдалить
  2. Очень подробное и основательное занятие. Толерантность - это как раз то, чего многим сейчас не хватает. И толерантному поведению нужно учить. Ваш материал этому поможет.

    ОтветитьУдалить
  3. На самом деле не так важно, сколько лет этим старым стенам или сколько лет назад было сменено название (а оно менялось несколько раз: ХИГМАВТ → ХИРЭ → ХГТУРЭ → ХНУРЭ). Университет — это люди которые в нем работают и учатся, а не стены. Люди учатся и работают здесь и сейча
    buy viagra

    ОтветитьУдалить

Будьте счастливы!

Ф. М. Достоевский - гениальный писатель 19 в.

Ф. М. Достоевский - гениальный писатель 19 в.

мои любимые писатели

Поисковая система по электронным библиотекам

Начинаю расти